Майор Шестаков – командир легендарного отряда

Анатолий Петрович Шестаков родился 14 февраля 1915 года (во многих публикациях указан 1913 год) в селе Колывань Колыванской волости Змеиногорского уезда Томской губернии, ныне Курьинского района Алтайского края. Предлагаем познакомиться со статьей постоянного автора газеты "Голос труда" писателя Алексея Кобелева.

Большая часть его жизни на Алтае связана с городом Змеиногорском. С 1932 года служил красноармейцем 13-го отдельного батальона конвойных войск в городе Омске, позже служил в Барнауле. В 1941 году поступил в Высшую школу НКВД СССР в Москве, но началась война. Начальником штаба 1-го батальона Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР участвовал в героической обороне Москвы, награжден орденом Красного Знамени.
3 февраля 1942 года его вызвал к себе начальник 4-го управления НКВД СССР Павел Судоплатов. Старший лейтенант Шестаков получил предельно конкретное задание – в кратчайшие сроки сформировать отряд из самых надежных бойцов, перейти линию фронта и действовать, нанося врагу максимальный урон.
Через три дня в отряде числилось 49 офицеров и бойцов, из них 18 имели звания заслуженных мастеров и мастеров спорта СССР. Отряд назвали «Славным».
«Шестаков – невысокий крепыш, с первых дней завоевал доверие именитых бойцов, – писал один из членов отряда. – Он пользовался безграничным доверием, высоким командирским авторитетом. Чувство особого уважения и доверия к командиру вызывал орден Красного Знамени, которым он был награжден за умелые боевые действия под Москвой».
Переход через линию фронта назначили в ночь на 20 февраля 1942 года близ станции Пробуждение у деревни Маклаки. Накануне командира отряда Шестакова принял в штабе 16-й армии генерал Рокоссовский, он распорядился обеспечить «Славному» переход, и в назначенное время артиллерия открыла огонь на соседних участках, отвлекая внимание гитлеровцев от главного.
Отряд лыжников, растянувшись цепочкой, тихо проскочил передовую. Многие бойцы тащили на веревках санки с вещевыми мешками и ящиками с боеприпасами, второй взвод вез еще и до отказа нагруженную волокушу. Фашисты обнаружили следы, организовали погоню. Бой был жаркий, но короткий. Гитлеровцы, унося убитых и раненых, отступили, вызвав подкрепление. Командир приказал заминировать накатанный снег, и шестаковцы слышали несколько взрывов, после которых погоня отстала.
Только на шестые сутки отряд получил время для отдыха. А потом началась лесная жизнь партизан – ежедневно и ежечасно опасная, напряженная и неимоверно тяжелая. Когда-то Илья Эренбург писал: «Каждый боец в тылу у немцев стоит десяти. Он расчищает путь победы нашей армии. Он первый разведчик грядущей победы. Когда его спросят после войны: “Ты где воевал?”, он только махнет рукой – он воевал впереди всех, в тылу врага!»

***
Еще в 1970-е годы двумя изданиями выходили мемуары доктора отряда И.Ю. Давыдова «Юность уходит в бой», но лишь недавно стали доступными многие документы, хранившиеся под грифом «секретно». Открылись новые сведения о командире, о боевых действиях отряда, о мужестве и героизме бойцов и офицеров, проявленных в смертельной схватке с иноземными оккупантами. Опубликован дневник начальника штаба майора Михаила Оборотова, появилась масса публикаций в Белоруссии, в брянских изданиях, в Москве и на Алтае тоже.
Два с половиной года «Славный» находился в тылу врага: 15 месяцев воевал в Брянских лесах и столько же в Белоруссии – в Гомельской, Могилевской, Минской и Барановичской областях. За 30 месяцев отрядом было пройдено 1500 километров. За счет местных жителей, сбежавших из концлагерей офицеров и красноармейцев, окруженцев отряд пополнялся и вырос до 387 человек.
В первые дни пребывания в тылу врага командир Шестаков занял принципиальную позицию по вопросу продовольствия. Он говорил, что главным источником партизанского снабжения должны стать вражеские склады, обозы и так называемые «показательные хозяйства», организованные гитлеровцами.
Бойцами отряда «Славный» проведено 34 засады, разгромлено 22 немецких и полицейских гарнизона, совершено 85 диверсий на железнодорожных, шоссейных дорогах и объектах, пущено под откос 22 вражеских эшелона с боевой техникой и гитлеровцами, повреждено около 12 километров железнодорожного полотна вместе со стрелочными переводами и тысячи метров телефонно-телеграфных линий, 20 складов с боеприпасами и 10 казарм, уничтожено 10 дзотов, захвачено 300 повозок с боеприпасами, продовольствием и имуществом. На их счету более сотни уничтоженных автомашин с живой силой и военными грузами, десятки мостов, огромное количество боевой техники. Разгромлены тайная школа диверсантов и штаб крупной группировки врага. Убито свыше трех тысяч фашистских солдат и офицеров.
Ежедневно в центр шли разведсообщения, например такое: «Совершенно секретно. 27.09.43 г. Немецкие аэродромы, находящиеся в Орше и Могилеве, эвакуированы в город Быхов, где сейчас базируется до 200 самолетов. На аэродроме установлено много зенитных орудий. Берег Днепра возле г. Быхова укрепляется. Сооружаются дзоты, роются окопы и строятся площадки для установки орудий».

***
Действия отряда были настолько эффективны, что, бывало, фашисты принимали его за дивизию, переброшенную из-за линии фронта. Оккупанты распространяли обещалки: «за доставление германским властям живого партизана 40 акров земельных угодий, за убитого партизана – 25, за указание места расположения партизан – 15 акров». За командира отряда «Славный» А.П. Шестакова гитлеровцы установили вознаграждение в «40 тысяч марок, не считая земли и лесных угодий».
Отряд полностью оправдал свое название и считался одним из самых боевых и результативных.
За боевые отличия майор А.П. Шестаков был награжден орденам Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени и «За оборону Москвы». Представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его.
К сожалению, он не один в том ряду. Сегодня известны имена 47 воинов Алтая, представлявшихся к званию Героя, но в высших инстанциях им было отказано.
«Славный» в боях с оккупантами потерял 74 партизана убитыми, а 108 получили ранения.
Командир А.П. Шестаков десятки, а может, и сотни раз бывал в ситуациях на грани гибели, бесстрашно ходил на смертельные риски, тяжело переживал гибель бойцов. У него была великая куча обязанностей и величайшая ответственность. Но ресурсы человеческого организма не беспредельны. Ученые давно вывели формулу: «если две недели кряду интеллектуально перенапрягаетесь, то потом шесть недель надо расслабляться, отдыхать, дабы компенсировать мозговые затраты». Он перенапрягался почти 2,5 года и ни дня не имел отдыха.
И однажды в стрессовой ситуации врач Илья Давыдов заметил, что от нервного перенапряжения у командира начался бред. Доктор срочно эвакуировал командира на базу, составил радиограмму в Центр, запросил самолет. Но эвакуировать Шестакова не успели: наступила трагическая развязка. Это случилось 12 июня 1944 года. Он погиб на боевом посту.
А 7 июля 1944 года отряд «Славный» встретился с передовыми частями Красной армии. «Не было конца нашей радости», – записал в дневнике Михаил Оборотов. Партизаны стояли с немецкими автоматами, часто в их же одеждах и с удивлением смотрели на проходившие войска. Солдаты и офицеры в погонах, много танков, автомашин, артиллерии, шли и ехали минометчики, с воздуха войска прикрывали звенья краснозвездных самолетов. На Запад двигалась совсем другая армия, нежели та, которую они видели в 1941 году. Шла мощь и сила великой страны по имени СССР. Радость исполненного долга увлажняла их глаза, у иных выжимала скупые мужские слезы.
До этого счастливого момента их командир не дожил 25 дней.

***
В Змеиногорске оставалась мать Анатолия Шестакова Надежда Александровна, оба ее сына сложили головы в войне с супостатами. Ей помогали местные тимуровцы, военкомат всегда заботился о топливе. У нее в гостях часто бывали школьники, комсомольцы, воины разных гарнизонов… Лет через 20 после Победы в город приезжала группа бойцов бывшего отряда «Славный». Они приезжали поклониться земле, взрастившей их командира, рассказать о нем жителям города, детям школ и молодежи. На недалеких полях работал именной трактор ДТ-54 «Шестаковец», изготовленный из металлолома, собранного пионерами и школьниками города. Именем А.П. Шестакова названа улица Змеиногорска. В музее района есть экспонаты, посвященные памяти легендарного партизанского командира.
Совсем недавно появился стенд, посвященный командиру «Славного», в историко-демонстративном зале управления ФСБ по Алтайскому краю. 20 мая 2020 года студия ГТРК «Алтай» подготовила видеофильм о легендарном майоре А.П. Шестакове.
В Могилевской средней школе № 22 создан музей, в котором собраны ценные материалы по спецотряду «Славный».
Герои живы, пока их помнят.

Алексей Кобелев, член Союза писателей России

Назад ко всем статьям

Не найдено рубрик для подписки.